463/462 Дней/Ночей | 1 Участники |
В Азербайджане сохранилось несколько русских селений, где живут молокане. Одно из них — Хильмилли, скрытое за горными хребтами Гобустанского района, вдали от основной трассы на Шамаху. Дорога из Баку занимает около полутора часов и лучше всего ехать сюда поздней весной, когда поля покрываются дикими травами, алыми маками и сиреневыми головками иван-чая.
Несмотря на закрытость своей общины, молокане всегда имели тесные контакты с азербайджанцами, они совместно вели торговые дела и находили поддержку среди мусульманского населения из-за общих взглядов на религиозные запреты. Такая интеграция позволила молоканам прочно укорениться и успешно развивать свое хозяйство. Количество людей увеличивалось, Хильмилли тоже рос, застраивались новые улицы и уже к 1950 году в селе проживало 6000 человек.
Около 300 сельчан погибло в Великой Отечественной Войне, среди них было даже два Героя Советского Союза, это Михаил Фролов и Иван Илясов. Им установлены бюсты рядом с мемориалом погибшим воинам. Там же находится памятник хильмиллинцам, ставшими шехидами в Карабахе.
Девяностые годы, принесшие войну и экономическую нестабильность вынудили молодежь уезжать в города. Так, в некогда процветающем селе стали появляться заброшенные дома и хозяйственные постройки.
Молоканский дом очень красивый, но за ним нужен постоянный уход. Строится он на высоком фундаменте, у него есть несколько выходов, один из которых во двор. Как правило, все дома довольно большие, ведь рассчитаны они были на огромную семью. Внутри пространство делилось на две половины, соединенные сенями (прихожей). Одна комната непременно была гостевая, ее можно узнать по наличию обоев и большому количеству окон. Снаружи дома обязательно белили, деревянные части красили в голубой цвет. Собиралась для ремонтных работ вся семья, приходили соседи, все делали сообща, помогали друг другу всем, чем могли.
Бабушка Катя, она же Екатерина Николаевна — председатель молоканской общины Хильмиллей, гостей не ждала, но разрешила посмотреть свой дом. Как и у всех жителей, у нее есть двор с хозяйственными постройками и огород. Во дворе типичная молоканская баня — маленькое помещение с обилием тазов, но здесь моются не как по старинке, а современными шампунями и гелями для душа. Мы думаем, что сельские жители живут как-то иначе, но нет, они тоже хотят пользоваться благами цивилизации. На вопрос — а где же дубовые бочки со знаменитыми молоканскими солениями, раздается задорный смех в ответ. Давно уже никто не делает такие бочки, а если что и квасят, так в обычных пластиковых ведрах.
Что остается неизменным, так это удивительная чистота и опрятность молоканских жилищ. Все комнаты тщательно убраны, полы блестят и несмотря на обилие вещей нигде нет пыли. Обязательно в одном из углов русская печка. Стены завешены коврами и утирками — гордостью молоканок, вышивают их вручную для приданного, тщательно стирают, крахмалят, украшают ими дома и используют в быту.
Кровати в комнатах заслуживают отдельного внимания, кроме гор аккуратно занавешенных подушек они служат постаментом для самых дорогих вещей — фотографий и подарков родных. Здесь настоящая портретная галерея, повествующая о жизни не одной семьи, а целого рода. Вот и сейчас бабушка Катя строго напоминает о том, чтобы привезли ей фотографии, а то все снимают, а карточки не передают. Она бойко рассказывает о визитах в Хильмилли журналистов и туристов, мол мы к гостям привыкшие.
Эта веселая женщина фонтанирует шутками и необычными молоканскими присказками, но за всем этим оптимизмом нет-нет, да и проскальзывает грусть. Молокан в селении осталось очень мало, около 30 человек и все они старики. Молодые люди хоть и русские, но уже не молокане. Соединив себя узами брака с представителями других религий, они утратили свою самобытность. Но старики не сдаются, ведь пока проводятся религиозные собрания, молокане остаются молоканами.
Федор Федорович Рахманин — пресвитер (старейшина) собрания приходит в молельный дом, чтобы проводить традиционную службу. По воскресным дням в большой и светлой горнице расставляются лавки, справа садятся мужчины, а слева женщины.
Посредине стоит стол, на котором лежит Библия и Псалтырь. Во время собрания пресвитер и выбранные им певчие протяжно исполняют псалмы. Пение молокан очень необычное, разобрать слова крайне сложно, так они годами хранили свои песни от чужих ушей. Затем все молятся и совершив поклон идут пить чай, непременно из прозрачных стаканов. Во время религиозных праздников, поминок и свадеб службы завершаются застольем, на котором главное и обязательное блюдо лапша, как правило, с говядиной. За едой тоже поют и обсуждают назревшие духовные и бытовые вопросы.
Кто знает сколько еще осталось таких собраний, как долго будут приходить эти улыбчивые бабушки в выглаженных платочках и застенчивые мужички, чьи знания и умения с каждым днем растворяются в современном мире. Они — последние из молокан Хильмиллей и их нужно увидеть и услышать!
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Тогда варенье или мёд
В два счёта мама достаёт
И две большие плюшки
Для маленькой пирушки!